Использование компьютерных презентаций на уроках географии

Краюшкина О.Б.,
учитель географии сош № 15 г. Ярославля

Учитель, идущий в ногу со временем, сегодня психологически и технически готов использовать информационно-коммуникационные технологии в преподавании. Любой этап урока можно значительно оживить внедрением новых технических средств. Замечательно, что появились учебные электронные издания, в том числе по географии. Но как ни похожи уроки разных учителей, работающих по одинаковым учебникам, так не похожи будут и компьютерные уроки разных авторов. Учитель – профессия творческая, поэтому и стандарты образования отрабатываются в разнообразных формах.

Так в нашей школе проводится активная работа по созданию уроков с помощью презентационных технологий. Так по отдельным социально-экономическим районам нашей страны создана серия уроков, подготовленных с помощью программы «Power Point». Эта программа как нельзя лучше способствует созданию «образа территории» в сознании учащихся, что является одной из целей изучения географии России. Скажем сразу, что эта цель вполне могла быть достигнута и прежними традиционными средствами изучения. К ним относятся разнообразные словесные, наглядные источники информации: тексты, транспаранты, видеофрагменты, фотографии, слайды, карты, статистические данные. Использование всех этих средств обеспечивало максимальную реализацию дидактического принципа наглядности обучения. Но учитель-практик знает, как сложно обеспечить все эти источники на каждом уроке. Нужна серьезная предварительная работа, необходимо обеспечение определенной культуры работы с фотографиями, слайдами, схемами, т.е. нужна разнообразная техника, да и просто соответствующее оформление кабинета на уроке. При создании компьютерных презентаций, во-первых, подготовительная работа проводится лишь один раз, во-вторых, все средства наглядности размещаются в компьютере и демонстрируются на уроке с помощью мультимедийного проектора, что существенно упрощает процесс его проведения. В этом случае принципиальных отличий в содержании «прежнего» и «нового» урока нет, но существенно меняется его оформление. Новая форма предъявляет следующие требования к содержанию:

  1. Материал урока должен быть разбит на чёткие, законченные части, логично соединённые друг с другом.
  2. Каждая из этих частей должна быть относительно невелика по объему, с тем, чтоб она была хорошо читаема на экране.
  3. Текстовые составные части целесообразно сопровождать картосхемами, диаграммами, фотографиями.
  4. Необходимо отбирать фотоматериалы, наиболее точно показывающие специфику территории.
  5. Качество фотоматериалов не должно ухудшаться при их увеличении.

 

Этим же требованиям должна соответствовать и контролирующая составляющая, если она предусмотрена.

Таким способом мы снова обеспечиваем принцип наглядности на уроке, но другими более современными и удобными средствами. Ряд уроков по разным районам России уже подготовлен с их помощью и работа эта продолжается. Ниже приводятся конспект одного из таких уроков на тему «Северный Кавказ. Особая роль в России» и некоторые методические особенности его подготовки. Данный урок является объединённым, на котором ведётся изучение нового материала. Видеоряд урока состоит из 29 слайдов. Каждый из них, либо их небольшая группа, иллюстрируют определённую логическую часть и сопровождаются соответствующим рассказом учителя. Предлагаем вниманию читателя содержание некоторых слайдов или их блоков:

Слайд 1 «Северный Кавказ. Особая роль в России» содержит фотоматериалы, показывающие специфику данного района. Слайды 2-5 демонстрируются в сопровождении старинных казачьих напевов и создают художественный образ юга России. Слайды 6-8 позволяют определить особенности экономико-географического положения Северного Кавказа с помощью анализа карты. Сочетание словесной и наглядной информации на слайдах 7-14 помогают оценить ресурсы района и определить предпосылки его развития (слайд 9, 12). Использование слайдов 15-16 даёт возможность выявить отрасли специализации района путём сопоставления статистических данных, показанных в форме круговых диаграмм (слайд 16). Слайды 17-18 наполняют теоретический материал по предмету конкретным содержанием об агропромышленном комплексе данной территории. С помощью слайда 19 мы учим детей способам передачи информации через построение ментальных карт. Слайды 20-25 позволяют выяснить изменение роли района в связи с распадом СССР и ещё раз показать его специфику (слайд 21, 25). Проверка знаний осуществляется в форме тестов, помещённых на слайдах 26-29.

Эффективность такого урока очевидна. Он является информационно ёмким. Информация хранится и преподаётся в очень удобной и эстетичной форме. Реализация принципа наглядности является наиболее оптимальной. Происходит достаточно полное усвоение материала урока учащимися, что подтверждается результатами проверки знаний. Важно, что материал урока легко поддаётся перезаписи и воспроизведению любым учителем, что способствует обмену опытом между предметниками.

 

Литература:

1.       Алексеев А.И. ,Николина В.В. География: Население и хозяйство России. - М.: «Просвещение», 2002.

2.       География России. Природа и население. Учебное электронное издание. - М.: Республиканский мультимедиа центр, 2002.

3.       Города России. Под ред. Прохорова А.М. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1994.